Философия и педагогика Марии Монтессори

Автор admin. Опубликовано в Все статьи, Это должен знать каждый!

Мария Монтессори – итальянский врач, учёный, философ и педагог-гуманист, разработавшая педагогическую систему, в основу которой легли научные знания и разработки самой Монтессори, а также других ведущих специалистов в области медицины, психологии и физиологии, нейропсихологии; многолетний опыт работы и наблюдений за детьми разного возраста в различных социальных и культурных условиях; тонкое и глубокое понимание процессов, происходящих во время формирования и развития человека. Основные идеи системы: «Помоги мне сделать это самому!» — так Мария Монтессори понимала послание, которое ребенок хочет донести до каждого взрослого в его жизни. Ребенок приходит в этот мир жить и действовать, а не наблюдать, как что-то делают за него. Он приходит получать опыт!

Китайская мудрость гласит: 

Когда слушаем – забываем,

Когда смотрим – понимаем,

Когда делаем – учимся!

Мария Монтессори считала, что воспитание и обучение происходит на основании действий (как активной деятельности самого ребенка, так и наших поступков, которые выступают моделью для ребенка). В детстве у ребенка есть большая потребность в постоянном движении, он часто просто не может усидеть на месте! В классе все занятия построены таким образом, что ребенок постоянно двигается, координируется. У маленьких детей воля не сформировалась до такой степени, чтобы сидеть за партой и слушать учителя, дающего урок. Порою даже взрослому необходимо усилие для этого. М.Монтессори предложила детям выбор: маленькие столики и коврики, на которых можно заниматься заинтересовавшим делом. Дети сами способны определить, где им удобно заниматься сейчас.

класс школы Монтессори Краснодар

В классе Монтессори ребенок выполняет активную роль. Он свободен в своем выборе занятий и ритма своей деятельности. Большое значение она придавала подготовленной среде и подготовленному взрослому. Среда создана с учетом характеристик ребенка, специально для него: в ней нет случайных предметов, и каждый предмет подобран по весу, материалу, цвету и форме так, чтобы ребенок мог использовать его самостоятельно и достигать цели. Она строится на знаниях современной науки о психофизиологии человека. Все продумано в соответствии с характеристиками восприятия ребенка, его мышления.

Всё в классе Монтессори находится в доступе ребенка, способствуя формированию независимости и возможности направить деятельность по своему желанию. Занятия в классе строятся таким образом, что сначала преподаватель показывает материал и правила работы с ним, а затем ребенок действует сам, без ограничений во времени. Он может заниматься с материалом долго и повторно выбирать его столько раз, сколько ему потребуется.

Сама среда (да и сами дети) устанавливает правила обращения с ней. Мы не станем говорить ребенку о его промахе, если он вдруг прольёт воду на пол. В оценивании нет смысла, когда ребенок видит сам свою ошибку. Он понимает результат и в следующий раз будет действовать иначе. Мы лишь расскажем, что он может сделать в сложившейся ситуации. Это даст ребенку глубокое ощущение спокойствия и знание о том, что из любой ситуации есть выход. Таким образом, среда Монтессори содержит в себе право на ошибку, которая воспринимается ребенком не с негативом или страхом, а в качестве абсолютно обычного «рабочего» момента в процессе овладения новым.

Занятия в классе строятся таким образом, что сначала преподаватель показывает материал и правила работы с ним, а затем ребенок действует сам, без ограничений во времени. Он может работать с материалом долго и повторно выбирать его столько раз, сколько ему потребуется. Все упражнения и материалы в классе учитывают интерес ребенка и поддерживают его день ото дня, что позволяет окрепнуть интеллекту, закрепить и уточнить новые знания, чтобы в творческом процессе двигаться к эксперименту, открытию новых граней, возможностей и сочетаний. Педагог обладает специальной подготовкой. Его роль не пассивна, как это может показаться на первый взгляд. Его работа всегда идет в нескольких плоскостях: помимо упражнений, предлагаемых ребенку, педагог ведет не столь явную, очень тонкую, но, вместе с тем, большую работу. Он постоянно наблюдает за ребенком: за его движениями, реакциями, за направлением его интереса, за его физическим и эмоциональным состоянием. Каждая деталь имеет значение! Ведь педагогу, чтобы предложить ребенку именно то, что нужно в данный момент, важно понимать, «где» находится этот конкретный ребенок. На каком он этапе, куда движется, что нужно ему сейчас, что еще рано, а что уже пройдено и стало базой для следующего шага? В странах Европы, в Америке, на Востоке учителя в Монтессори школах часто называют гидом, что, как нам кажется, абсолютно точно характеризует роль этого человека.

Гид – это тот, кто знает путь и средства, и он предлагает маршруты, становится проводником, он – спутник и помощник, когда его совет или умение требуются. Так и с детьми в монтессори классе. Педагог должен следовать за ребенком, а не тащить его за собой в правильном, с точки зрения личного опыта этого взрослого, направлении. Отличительной чертой метода является принцип разновозрастной группы. Существует класс от 1 до 3 лет, класс от 3 до 6 лет и далее. Мария Монтессори выделила две большие возрастные группы в дошкольном периоде, исходя из своих глубоких знаний в области медицины (работы мозга, в частности) и психологии. Дети с разным уровнем развития, разными интересами и возможностями ежедневно находятся вместе. Такая группа обладает большим преимуществом, поскольку позволяет младшим детям учиться у старших, более умелых, быстрых, сильных, аккуратных.

При этом конкуренции и зависти не возникает, ведь дети видят и понимают, что «…если другие могут делать что-либо, чего пока не могу я, то просто следует наблюдать за ними, учиться у них и немного подрасти, чтобы уметь всё то же самое». Для малышей это становится настоящим стимулом, реальным планом того, какие свершения еще ждут впереди. Старшим детям наличие малышей позволяет проявить заботу; научиться видеть, когда другой нуждается в помощи; быть терпеливым к тому, что разные люди обладают разными умениями и отличными интересами. Старшие начинают лучше разбираться в уже полученных знаниях, когда объясняют младшим, показывают. Они становятся наставниками, чувствуя себя уверенными и компетентными. Их мотивация к дальнейшему обучению растет, а опыт становится разнообразнее и глубже.

В разновозрастной группе:  дети обучаются быстрей и легче;  их отношения теплей и больше похожи на семейные;  активно развивается речь, поскольку малыши стремятся выражать свои мысли на уровне старших и постоянно тренируются в общении с ними;  возможны перемены в характере ребенка: робкий может развить лидерские качества; агрессивный ребенок – научиться сдерживать свои порывы и перенаправлять свою энергию в конструктивное русло.

В наше время педагогика Марии Монтессори является одной из самых популярных и эффективных альтернативных образовательных систем. Ей более 100 лет и во многих странах мира успешно работают школы Монтессори, где получают образование тысячи детей от 0 до 18 лет. Идеи Марии Монтессори и принципы ее метода универсальны. В их основе лежали научные знания, многолетние наблюдения за детьми в классах и учреждениях в разных уголках мира у разных педагогов и подтверждения истинности положений самими педагогами, воплощавшими систему в жизнь. В наше время официальная наука подтвердила положения, выдвинутые столько лет назад.  Монтессори-метод не только не утрачивает своей актуальности, но приобретает все большую востребованность во всем мире. Переполненные листы ожиданий в монтессори-школах и данные научных исследований последних лет – одни из наиболее очевидных тому подтверждений.

Мария Монтессори за время своей жизни не предпринимала попыток облечь свои труды в официально принадлежащую ей, как автору, систему, считая метод достоянием детей и естественным голосом самой Природы.

Tags: , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Прокомментировать

v