Англоязычный ассистент в классе Монтессори и его роль.

Автор admin. Опубликовано в Все статьи, Это должен знать каждый!

Несколько слов об англоязычном ассистенте и его роли в классе детского центра Монтессори.  Кто же этот человек? Почему он так важен?  Ассистент в классе Montessori – это второй подготовленный взрослый помимо гида (педагога) в классе. Ассистент видит всю детскую группу и происходящее в ней, когда гид углубляется в индивидуальную работу с каким-либо одним или несколькими детьми. Это обеспечивает безопасность детей, а также позволяет им чувствовать себя в контакте со взрослым, хоть и независимо от него. Ассистент близок детям. Он как бы говорит им: «Я всегда к вашим услугам. Можете рассчитывать на меня…». Между ним и ребенком быстро складываются близкие отношения, доверительная связь. В классе в детском центре Монтессори мы не играем в жизнь, мы живем по-настоящему, рядом с реальными людьми. И с каждым днем наше уютное общество становится всё крепче. В классе взрослые и дети разделяют вместе успехи и промахи, ошибки и находки, печали и радости, сложности становятся доступными, а простое дарит наслаждение, когда делишь его с близким. Взаимодействовать нам помогает общение….

В нашем детском Монтессори центре мы постоянно общаемся: с помощью речи, жестов и движений, мимики и интонации. Дети, приходящие в младшую группу нашей школы (тоддлер класс), чаще всего, еще не умеют говорить. И это совершенно не мешает им общаться между собой и со взрослыми. Постепенно, речь проявляется, крепнет, становится четкой, и одновременно усложняется ее рисунок.Язык дает возможность понимать и объединяться с другими для какой-либо деятельности. Развитие речи ребенка происходит неравномерно. Для нас это может выглядеть как взрывы и затихание. Внешний прогресс сменяется паузой, за которой следует новый резкий взлёт.Дети обладают уникальной способностью – впитывать язык, который они воспринимают из окружающей их среды. Этот процесс, совершенно бессознательный в самом начале, к 3 годам выходит на сознательный уровень все более.Маленькие дети говорят на всех языках, которые слышат вокруг себя. Даже самые сложные языки, со множеством правил и нюансов, они осваивают, не затрачивая усилий и в совершенстве (в отличие от изучения языков в старшем возрасте).Зная об этих особенностях, родители хотят предложить своим детям возможность для обучения иностранному языку в раннем возрасте. В этом, безусловно, есть смысл и рациональное зерно. Но, необходимо знать и учитывать несколько важных моментов, совершенно очевидных, но не бросающихся в глаза…

1. Ребенок познает язык через личный опыт и окружающую среду.

2. Язык, чтобы быть познанным, должен стать частью ежедневной жизни ребенка.

3. Язык должен «идти» к ребенку из всех сфер, поскольку существует огромная потребность и интерес ребенка ко всем видам слов. При этом не важно, насколько сложными они покажутся взрослому. Для ребенка в этом нет никакой проблемы. И вэтом он велик!

4. Овладение языком должно быть жизненной необходимостью для ребенка.Чаще всего обучение иностранному языку проходит в специализированных организациях в специально организованных группах с фиксированным графиком занятий и программой. Такой подход привычен и результативен. Вместе с тем, язык – явление живое, естественное, возникшее в ходе жизнедеятельности людей. Ребенок необыкновенно чувствителен к происходящему. Ребенок постоянно меняется, в следующий момент он уже совершенно другой. Сейчас он готов с удовольствием делать что-то, а мгновение спустя или на следующий день, или через неделю – отказывается, сопротивляется, либо просто теряет интерес. Уверенна, каждый родитель вспомнит такие моменты…Ребенок же готов следовать с радостью и порывом только к тому, что соответствует его внутреннему, неясному нам плану.Поэтому нам видится более естественным вариант обычной жизни в языковой среде. Когда язык сопровождает просто течение дня. Это позволяет охватить все возможные ситуации (все сферы) и темы, которые тем легче воспринимаются, чем они более вплетены в происходящее с ребенком и вокруг него.А как же быть с жизненной необходимостью?А она состоит как раз в том, что ребенок нуждается в контакте с людьми. А, особенно, со взрослым, которого он любит, которому доверяет, который «в его распоряжении» здесь, в классе, всё время, неизменно.

Ребенку важно понять этого человека, а также быть понятым им. А что если этот человек говорит на неизвестном языке? И тут на помощь приходит мудрая Природа, которая проявляет для ребенка сначала непонятные и незнакомые звуки, высвечивает их; затем складывает в слова и фразы, одновременно связывая их с конкретными предметами, ситуациями, действиями.Проходит некоторое время, и накопленный опыт иностранного языка выражается ребенком вовне. И рождается диалог между ребенком и человеком, представляющим иностранный язык. Открывается свободное пространство общения.Все вышеперечисленное полностью реализуется с помощью нахождения рядом с ребенком ассистента, говорящего на иностранном языке (в нашем случае, это английский язык).Ребенок приходит утром в свой класс, его встречают взрослые, они здороваются с ним и интересуются, как дела у ребенка, с чем он пришел, как начался его новый день.Один из них говорит только на иностранном языке, а другой на родном. Эта модель выбрана нами как наиболее гармоничная.Известен миф о том, что раннее погружение ребенка в другой язык создает путаницу, не позволяя усвоить в совершенстве родной язык…. Он разбивается о принцип «Один язык – один учитель», поскольку ребенок воспринимает конкретный язык от конкретного человека.

Ассистент говорит всегда и только на иностранном языке. А иначе теряется смысл…. Зачем ребенку говорить, например, по-английски, если его близкий взрослый понимает и говорит на его родном? И это не лень, а банальное отсутствие жизненной необходимости. Зачем ему это, если получается и так…?Помню, как мой трёхлетний сын через 3 недели пребывания в классе, где один из взрослых говорил только на английском языке, начал слушать необычную речь и во многих случаях понимать, что сообщается. Этому предшествовало восклицание: «Мама, она говорит не по-русски!» Набор неясных и ничего не значащих звуков стал для него проявленным и осознаваемым. Ребенок открыл, что эти звуки, совершенно так же, как и привычные его слуху, несут смысл. Мир раздвинул границы, и значительно.Неоднократно наблюдая у детей подобные процессы, видишь, что дети не просто запоминают звуки и начинают их повторять, они осознают язык, что, безусловно, глубокий процесс, даже с чисто физиологической стороны.

Безусловно, мы растим детей нашей страны, культуры и языка. Поэтому основной педагог класса постоянно говорит с ребенком и в его присутствие на грамотном, красивом, богатом и разнообразном родном языке. Уровень владения родным языком ребенка у педагога должен быть действительно высоким, его словарь – обширным, его речь – четкой, ясной и логичной.Ассистент же закладывает глубокую базу иностранного языка, его восприятия, понимания и выражения.И даже в случае, если ребенок, получивший этот опыт, не продолжает на последующих этапах своего образования взаимодействовать с иностранным языком, и проявления языка перестают быть столь явными, фундамент здания уже заложен. И следующая встреча с языком будет похожа на встречу давних добрых друзей, всегда помнящих друг о друге. На таком фундаменте человек сможет строить стены любой сложности и архитектуры.»»В нашем центре мы предлагаем английский язык в качестве постоянно и естественно присутствующего в пространстве ребенка.У детей не возникает психологического конфликта, дискомфорта на начальном этапе, когда еще нет понимания иностранной речи. Его поддержкой всегда выступает педагог, который может подсказать что-то или ответить на все вопросы ребенка. Ребенок знает, что всегда может рассчитывать на эту возможность. И значит, может спокойно и твердо приобретать новый опыт, пробовать себя, преодолевать барьеры и радоваться этому.Английский язык становится приятнее и интереснее для детей, когда в течение дня они, собравшись все вместе, могут петь английские песенки, повторяя движения за ассистентом, слушать стихи, видеть картины и иллюстрации и слушать рассказы об этом; узнавать названия всего на свете, возможно, уже знакомого, на английском языке.

автор: педагог Монтессори Анна Купченко

Tags: , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Прокомментировать

v